Моё первое путешествие – «Томская писаница»

Автор: Кошкарёва Альбина

В этом году мы с особым нетерпением ждали осенних каникул. И не потому, что устали учиться и хотели скорее отдохнуть, а потому, что нам предстояла поездка в музей-заповедник «Томская писаница», запланированная в рамках акции «Люби и знай родной Кузбасс!».

Нас не пугало даже то, что вставать придётся в пять часов утра и что ехать нужно 542 километра. Мы даже гордились тем, что в эту поездку взяли именно нас, ведь некоторые дети впервые участвовали в экспедиции.

Перед поездкой руководитель группы, Бугров Александр Николаевич, рассказывал нам о том, что предстоит увидеть, но то, что увидели мы собственными глазами, превзошло все наши ожидания.

2 ноября 2009 года в 6.00 часов школьный автобус взял курс на север нашего края. И хотя за окном автобуса было ещё темно, но никто из ребят не хотел спать.

Приближался рассвет. Слева и справа виднелись огни населённых пунктов, и через два часа автобус въехал в областной центр – город Кемерово.

Утро, понедельник и, конечно, город уже бурлил своей полнокровной жизнью, а руководитель группы, Бугров Александр Николаевич, пока ехали через город, поведал его историю, рассказал о некоторых достопримечательностях города, которые были видны из окон автобуса.

Как только дорога пошла по правому берегу Томи, Александр Николаевич рассказал нам и о реке, и о населённых пунктах, о базе отдыха и о Колмогоровской птицефабрике.

И вдруг пошел мокрый снег, а когда подъехали к «Томской писанице», повалил крупными хлопьями. Несмотря на то, что по понедельникам и вторникам музей – заповедник не работает, нас здесь ждали - встречали представители Яшкинского отдела образования Наталья Петровна и Ольга Васильевна.

Когда мы вышли из автобуса, то очутились словно в сказке. Лица у всех радостно-взволнованные: наконец-то мы на месте исторического памятника «Томская писаница», а тут ещё красивый первый снег, из которого невольно хотелось скатать снежок и переброситься с товарищами.

Эмоции переполняли нас. По приезду и по ходу экскурсии щелкали фотоаппараты, проводилась видео съемка: всё увиденное спешили запечатлеть. Когда ещё придётся увидеть такое? А снег продолжал крупными хлопьями посыпать дорожки и окрестности заповедника…

Светлана Васильевна, наш экскурсовод, увлекала нас в сказочный древний мир наших предков.

Оказывается, первые поселения людей появились на этих землях много веков назад, о чём свидетельствуют исторические документы и археологические находки. Среди них – уникальный памятник наскального искусства древних людей «Томская писаница», содержащий около 280 наскальных рисунков, самые ранние из которых отнесены к концу неолита – это IV – III тысячелетие до новой эры.

Музей – заповедник «Томская писаница» является гордостью Кемеровской области. Основанный лишь в 1988 году, музей – заповедник на сегодняшний день не имеет себе равных на территории Российской Федерации. Площадь музея составляет 140 гектаров, освоено пока - 25 гектаров. Он включает в себя не только сами Писаные Скалы, хранящие петроглифы 3-4 тысячелетней давности, но и еще 9 самостоятельных историко – этнографических зон, которые сами по себе могут являться отдельными музеями.

Светлана Васильевна повела нас в шорский «Улус Кезек», где воссоздано целое селение коренных народов нашего края – шорцев со всеми надворными постройками, утварью. Переходя от дома зажиточного шорца к другим постройкам, она подробно рассказывала и показывала предметы быта и деятельности, обычаев и традиций шорцев. Мы узнали, кто жил и живёт на юге Кемеровской области и Сибири, чем они занимались и как живут сейчас.

Далее наша группа перешла в зону геологической истории. Её уникальность состоит в том, что там демонстрируются не маленькие образцы горных пород, а значительная часть пласта или глыбы, что гораздо нагляднее. Мы внимательно осмотрели образцы угля и руд, ведь это главное минеральное богатство нашего края!

И вот мы подошли к смотровой площадке, перед нами открылась панорама «голубого проспекта Кузбасса» - река Томь. Сейчас по реке шла ледяная шуга, и было здорово наблюдать это явление. Сразу посыпалось много вопросов: какая ширина, глубина, скорость течения, судоходна ли река или нет, и много других. Фотографии на память, и мы спускаемся к Скале: в результате вечной борьбы воды и камня по берегам реки Томи появились огромные массивы скал. Заглаженные водой и ветром, загорелые на солнце, они представляют впечатляющую картину – творение самой природы.

Основанием всей скалы служит каменная глыба, поднимающаяся прямо из воды и образующая плоскую площадку – своего рода сцену…

Вот на эту сцену и взошла вся наша группа. Наконец-то, перед нами наскальная живопись! Изображения нанесены на обращённых в сторону реки гладких поверхностях отдельных камней. На каждом из них мы видели сцены охоты на лосей, священных птиц.

Двадцать пять тысяч лет назад, а возможно, и того раньше, у томских скал появились первые обитатели Сибири – люди древнекаменного века, охотники на чудовищных мамонтов и сибирских носорогов. Их потомки – люди конца каменного века и эпохи бронзы – оставили на скалах замечательные произведения творчества, своеобразный окаменелый эпос, застывший на тысячелетия в рисунках-сказаниях. Мы внимательно всматривались в каждый рисунок и, продвигаясь дальше, всё больше удивлялись.

Рисунки выступали один за другим, перекрывая друг друга. Несмотря на условия погоды, впечатления от увиденного нас покорили.

Слушая рассказы Светланы Васильевны, мы яснее понимали тех, кто здесь жил, чем они занимались, что и среди них были настоящие художники, оставившие нам такие произведения.

Далее мы перешли в зону, которая произвела впечатление на юных туристов еще и тем, что они сами принимали участие и совершали своеобразные обряды народов - это Зона эпоса и мифологии народов Сибири.

Одна из наиболее познавательных и обширных зон, увиденная нами, – это «Археодром», где можно в подробностях изучить различные типы жилищ древних людей.

Далее мы посетили музей захоронений. Прямо скажем: зрелище не для слабонервных.

Затем, распрощавшись и поблагодарив за содержательную экскурсию Светлану Васильевну, мы самостоятельно стали осматривать другие зоны музея – заповедника.

Вначале прошли к часовне, построенной на крутом уступе берега Томи при содействии Губернатора нашей области А.Г.Тулеева. Красота, убранство, тишина, шелест льдин, плывущих по реке, – всё нас покорило, но необходимо увидеть и другие достопримечательности заповедника. И мы попадаем в мини – зоопарк. Ребята фотографировали, наблюдали за повадками животных, запоминали их в «лицо»…

Затем мы прошли зону «Славянский мифологический лес», посидели в кресле Бабы – Яги, у избушки на «курьих ножках», покатались с горки, увидели и узнали ещё много интересного, и убедились, что «Томская писаница» - действительно уникальный памятник мировой культуры, мировой истории, и этот памятник находится у нас, в нашей Кемеровской области, индустриальное имя которой - «Кузбасс».

Эта поездка оставила неизгладимое впечатление в нашей памяти. По дороге домой теперь уже мы говорили, делились впечатлениями, показывали друг другу фотографии, сделанные в путешествии.

А ещё я сделала для себя один важный вывод: оказывается, для того чтобы посмотреть что-нибудь удивительное и необычное, а ещё и замечательно провести время, не обязательно ехать в заграничные туры. Ведь и в нашем родном крае есть множество удивительных по красоте уголков природы. Нужно просто любить и беречь свой родной край, чтобы он процветал веками!